НАО «НИПИГОРМАШ»: БВР как комплексная услуга
«Организация производства полного комплекса буровзрывных работ на объекте заказчика» — так описывает свои возможности НАО «НИПИГОРМАШ», с таким предложением компания приходит к заказчику
Несколько лет назад производитель решил сделать следующий закономерный шаг: сменить статус поставщика оборудования на поставщика услуг БВР, что называется, под ключ. При этом компания планомерно движется к собственной независимости, стремясь осуществлять все виды работ на собственной технике, так что номенклатура оборудования НАО «НИПИГОРМАШ» постоянно растёт.
«Идея комплексных услуг в сфере БВР оформилась лет 6–7 назад. Мы увидели, что такой подход интересен нам как машиностроителю, он же выгоден для заказчика. Ведь в этом случае добывающая компания платит за куб взорванной горной массы, и её не заботят вопросы поставки и обслуживания техники, приобретения и хранения запасов ВВ, заказчик не содержит штат сотрудников для всех этих работ. Это очень удобно для добывающего предприятия, для которого буровзрывные работы, по сути, являются непрофильным видом деятельности.
Изначально мы взяли на себя только часть процессов БВР, однако столкнулись с тем, что ответственность в этом случае размыта. Смотрите, успех взрыва зависит от многих факторов: от того, как забурили блок, какие компоненты использовали для приготовления ВВ, как их смешали, как зарядили скважину и так далее.
И когда каждый из этих этапов выполняют разные подрядчики, непонятно, кто несёт ответственность за конечный результат», — рассуждает инженер, менеджер по развитию НАО «НИПИГОРМАШ» Сергей Абрамов.
Компания занимается организацией и ведением буровзрывных работ на карьерах, с доставкой оборудования и организацией участка. Работа идёт в режиме «одного окна»: по всем вопросам от бурения до взрыва можно обращаться к одному производителю. Именно в таком формате сейчас работает НАО «НИПИГОРМАШ».
Комплекс БВР это:
- Проектирование БВР;
- Бурение взрывных скважин;
- Изготовление невзрывчатых компонентов ЭВВ;
- Заряжание ВВ в скважины;
- Производство массовых взрывов.
Специалисты машиностроительного предприятия отмечают, что сегодня горнодобывающие компании стремятся работать именно по такой схеме, передавая непрофильные для добытчика операции в ведение профессионалов. Для крупных предприятий этот подход уже стал основным, «подтягиваются» и компании второго эшелона, оценивая преимущества решения.
Специалисты машиностроительного предприятия отмечают, что сегодня горнодобывающие компании стремятся работать именно по такой схеме, передавая непрофильные для добытчика операции в ведение профессионалов. Для крупных предприятий этот подход уже стал основным, «подтягиваются» и компании второго эшелона, оценивая преимущества решения.
На самом деле, уже много лет компании, ведущие как открытые, так и подземные горные работы, предпочитают передавать БВР подрядчикам, чьей задачей становится приобретение оборудования, его обслуживание и ремонт.
Но, согласитесь, что куда удобнее и эффективнее работать с поставщиком оборудования и услуг, который не закупает все необходимые элементы системы, а выпускает их на собственной промплощадке.
Дальше — больше. Реализуя свои первые комплексные проекты, НАО «НИПИГОРМАШ» закупило буровые станки сторонних производителей. Именно этого элемента в цепочке компании не хватало для полноты картины, ведь СЗМ, эмульсионные заводы и ВВ у завода уже были собственного производства.
Уральский машиностроитель завёз на объект всю необходимую технику, химию, а также персонал, организовал на месте точку присутствия: офис, склад со всем необходимым и даже полноценный вахтовый посёлок. Буровые станки передовых иностранных брендов, встроенные в эту цепочку, изначально выглядели конкурентным преимуществом.
Но на практике оказалось, что и сервис импортной техники оставляет желать лучшего: российские добывающие объекты всё чаще находятся в удалённых районах со сложным климатом, поэтому обслуживание спецтехники и поставка запчастей оборачиваются большими сложностями. С ними-то и столкнулись уральские машиностроители.
Так компания сделала следующий шаг: полагаясь на опыт эксплуатации машин иностранных производителей, завод разработал конструктив собственного станка шарошечного бурения. Сегодня пилотная единица техники уже собрана и проходит промышленные испытания.
Так уж случилось, что эта продукция появилась на российском рынке аккурат тогда, когда его покинули иностранные поставщики аналогичной техники, так что на выставке «Уголь России и Майнинг» посетители стенда НАО «НИПИГОРМАШ» активно интересовались новым буровым станком, ведь это машина российского производства.
«Первый наш станок уже полностью готов, и несколько дней назад он преодолел свои первые 45 метров. Пока он проходит промышленные испытания на нашей промплощадке, но в ближайшее время мы планируем транспортировать его на карьер на Урале, где пройдут испытания полевые. Параллельно мы собираем наш второй станок», — рассказывает Сергей Абрамов.
Главный конструктор предприятия Евгений Дубов объясняет, что важно проверить работоспособность всех элементов системы: компрессора, гидравлики, двигателя, прежде чем станки отправятся на настоящий карьер, где будут работать в режиме тестовой эксплуатации под присмотром специалистов компании, но уже под нагрузкой. Кроме того, новой единице техники предстоит пройти экспертизу промышленной безопасности и процесс сертификации, что займёт несколько месяцев.
Место службы новой техники уже определено — она отправится в Норильский промышленный район. Здесь «НИПИГОРМАШ» уже реализует комплексный проект, пока бурение ведётся с помощью покупной техники. Эти машины, конечно, будут дорабатывать свой ресурс, но постепенно поставщик услуг планирует заменять их на оборудование собственного бренда.
«В первую очередь нам нужно закрыть потребности на собственных объектах, ведь только для «Норникеля» нам необходимо 5–7 единиц техники. В дальнейшем мы планируем выходить с нашими машинами на рынок, будем работать со сторонними заказчиками.
Полагаю, что эта продукция будет востребована, особенно учитывая текущую ситуацию, очевидную необходимость импортозамещения.
Сегодня на российском рынке есть отечественные станки, но всё же большую его часть занимает иностранная продукция, которая сегодня стала недоступна. Поэтому понятно, что структура поставок будет меняться — будем замещать. И наша техника окажется весьма кстати», — рассуждает Сергей Абрамов.
Буровой станок НАО «НИПИГОРМАШ»
«Мы проанализировали оборудование, которое сегодня представлено на рынке. Отечественные решения существуют, но их немного, и они очевидно уступают импортным. Поэтому за основу мы взяли иностранные агрегаты, точнее, их успешные качества, а вот менее удачные решения постарались исключить.
Например, мы отметили, что для импортных станков характерен дисбаланс между массогабаритными характеристиками и производительностью: машины как бы «недорабатывают». Перед нами стоит задача создать максимально эффективную технику», — комментирует Евгений Дубов.
Поскольку конструкторы НАО «НИПИГОРМАШ» разрабатывали оборудование для конкретного проекта, некоторые характеристики нового бурового станка были определены изначально, как условия задачи.
Именно поэтому компания сегодня сосредоточилась на станках шарошечного бурения, ориентируясь на работу с породами крепостью 12–14 по шкале Протодьяконова. Кроме того, машины сразу же получили «северное исполнение», чем, кстати, не могут похвастаться станки импортные.
Новый станок не является «российским до болта», однако производитель освоил выпуск многих элементов самостоятельно, а также привлёк к проекту отечественных партнёров. Так, на собственных мощностях НАО «НИПИГОРМАШ» создал ключевой для машины узел — вращатель. Кроме того, специалисты предприятия сами разработали ПО для бурового станка. И, конечно же, все металло-конструкции в системе российского производства.
При этом специалисты компании отмечают, что машина во многом универсальна, это, во-первых. А во-вторых, в планах производителя создание нескольких типоразмеров оборудования с различной массой, мощностью и диаметром бурения.
Проанализировав свои текущие проекты, работники НАО «НИПИГОРМАШ» оценили потребность в буровых станках минимум в 30–35 единиц до 2024 года. Производитель уверен, что оборудование найдёт применение на предприятиях горнодобывающей отрасли.
Больше 60 лет опыта
Буровые установки, модульные мобильные технологические линии по производству невзрывчатых компонентов эмульсионных взрывчатых веществ (MMTЛ), смесительно-зарядные машины (СЗМ) — это даже не полный перечень оборудования, которое производит НАО «НИПИГОРМАШ».
Компания организует также доставку и ввод в эксплуатацию всего названного оборудования, осуществляет весь комплекс работ силами квалифицированных сотрудников. Производитель берёт на себя и доставку компонентов для изготовления ЭВВ, получение необходимой разрешительной документации, оформление участка опасного производственного объекта, а также разработку директивного технологического процесса и проекта организации участка по производству эмульсии.
Шаг за шагом компания движется к собственной независимости, постоянно пополняя линейку оборудования под собственным брендом и осваивая новые виды продукции.
Российскому машиностроительному предприятию НАО «НИПИГОРМАШ» сегодня уже больше 60 лет. Промплощадка компании расположена в Екатеринбурге: здесь работают проектный и конструкторский отдел, здесь же находятся производственные цеха, оснащённые современным необходимым оборудованием. Добывающие компании хорошо знают созданные на Урале СЗМ — это один из самых популярных брендов данной техники.
С 2013 года НАО «НИПИГОРМАШ» ввел в эксплуатацию 24 объекта «ММТЛ» непосредственно на местах ведения взрывных работ: на территории России, стран ближнего и дальнего зарубежья (в том числе, Казахстана, Монголии, Африки), укомплектованных смесительно-зарядными и забоечными машинами.
Освоившись «на поверхности», компания отправилась на участки подземных горных работ, выпустив новинку - шахтную СЗМ — сначала на шасси сторонних поставщиков, а позже и на собственном.
Подземная СЗМ НАО «НИПИГОРМАШ»
Ещё одно недавнее достижение предприятия — выпуск подземной СЗМ под собственным брендом. У компании уже есть опыт установки смесительно-зарядного оборудования на шасси, изготовленное сторонним производителем.
Компания столкнулась с той же сложностью, что и при работе с импортными буровыми станками, — длительными сроками поставок самого шасси и запчастей. Положив в основу свой опыт эксплуатации техники, конструкторы предприятия разработали собственное шасси, а в цехах завода идею воплотили «в железе».
«Мы используем комплектующие известных брендов, поэтому качество машины не вызывает сомнений у наших партнёров. Теперь при создании шахтной СЗМ нам не приходится ждать шасси от европейских поставщиков, везти машину через границу, решать вопросы с таможней. Таким образом мы сокращаем срок производства конечного продукта — ПСЗМ.
Ещё одним плюсом является открывшаяся перед заказчиком возможность взаимодействовать только с одним производителем в случае необходимости сервисного обслуживания машины», — отмечает инженер, менеджер по развитию компании Сергей Абрамов.
Сегодня производитель завершает необходимые работы и готовит тестовый образец шахтной СЗМ к реальной работе. В дальнейшем будет налажено серийное производство машин, которые впоследствии можно будет заказать.
«Добывающая промышленность» №4, 2022