Top.Mail.Ru

620024 Россия,

г. Екатеринбург

ул. Симская, 1

main@npgm.ru

тел.: + 7 (343) 295-85-07

факс: + 7 (343) 256-87-49

Поиск меню
 

Сделано в России: встречайте первую отечественную подземную СЗМ

Сделано в России: встречайте первую отечественную подземную СЗМ

Для российских горняков есть отличные новости: на рынке появилась первая подземная СЗМ отечественного производства. Создали машину специалисты НАО «НИПИГОРМАШ», и сегодня первый экземпляр проходит тестовые испытания на промплощадке предприятия в Екатеринбурге.

Разработчики уже заглядывают в будущее: следующим шагом должны стать полевые испытания, то есть работа на подземном объекте добывающего предприятия, ну а после будет запущено серийное производство.

Сделано в России: встречайте первую отечественную подземную СЗ

Пожалуй, НАО «НИПИГОРМАШ» в представлении не нуждается: этот машиностроительный завод и его продукцию в отрасли хорошо знают. Много лет на российских, а также зарубежных карьерах и разрезах работают и СЗМ, и модульные заводы производителя. В рудниках уральские смесительно-зарядные машины также представлены, но до недавнего времени своё навесное оборудование НАО «НИПИГОРМАШ» ставило на импортное шасси. Теперь же речь идёт о технике, полностью созданной на производственных мощностях предприятия.

По опыту

«Мне кажется, эта идея витала в воздухе с тех самых пор, как наши СЗМ зашли в рудник, а это было четыре года назад. Наработав опыт на поверхности, мы решили освоить и этот рынок, как сейчас модно говорить, диверсифицировать бизнес. Знаете, подземные СЗМ на российских объектах практически сплошь импортные или как минимум на импортном шасси. Мы изучили представленную на рынке технику и поняли, что наш опыт и производственные мощности позволят нам создать более эффективное, удобное и производительное решение. При этом стоимость машины однозначно будет ниже импортных аналогов: об окончательных цифрах говорить пока рано, но цена будет как минимум на 30% ниже», — говорит главный конструктор НАО «НИПИГОРМАШ» Ренат Галеев.

Что касается опыта, то здесь специалистам НАО «НИПИГОРМАШ» есть что рассказать. Дело в том, что предприятие является не только машиностроительным заводом, но и поставщиком услуг. То есть по запросу заказчика компания может сработать «под ключ»: поставить не только СЗМ, но и эмульсионный завод, а также полностью взять на себя все задачи по ведению взрывных работ.

Собрав обратную связь от своих заказчиков, а также собственных сотрудников, работающих на СЗМ, специалисты уральского завода увидели точки роста — неточности, несовершенства импортных шасси, которые можно устранить при создании собственной техники. Ренат Галеев объясняет, что речь идёт о тонкостях, нюансах компоновки машины, работы стрелы, габаритов и прочего. Однако, как все помнят, дьявол кроется в деталях, и именно эти детали учли проектировщики при создании своей техники.

Машина для подземных работ

Конечно же, имеет значение и тот богатый опыт, который накопило предприятие на открытых горных работах, всё-таки решения для БВР НАО «НИПИГОРМАШ» создаёт уже больше 60 лет и около 10 лет работает с техникой для эмульсионных ВВ. Но Ренат Галеев подчёркивает, что рудник — это особый мир, который ставит особые задачи. Это то, что в первую очередь учитывали разработчики, создавая новое шасси.

Начнём с того, что подземные выработки — это ограниченное пространство, что отражается на габаритах машины. Первая ПСЗМ НАО «НИПИГОРМАШ» имеет ширину 2 м и высоту 2,8 м, то есть она почти в два раза меньше средней наземной машины. Сочленённая рама позволяет минимизировать радиус поворота. Да и в целом, говорит Ренат Галеев, использованы иные, по сравнению с техникой для открытых горных работ, комплектующие — начиная от двигателя и заканчивая мостами.

«В руднике может быть очень высокая влажность, иногда прямо дождь с потолка идёт, причём это вода с примесями. А бывает, наоборот, пыление. Всё это задаёт требования к электрике, обработке и покрытию металлов. Плюс к тому рудник — это крутые спуски и подъёмы: заставите обычную машину в таких условиях работать, у нее очень быстро или тормоза прогреются, или коробка «полетит». Нет, техника для рудников — это очень специфические решения», — подчеркивает инженер-конструктор НАО «НИПИГОРМАШ» Сергей Сергач.

Рудничная техника, продолжает наш собеседник, как правило, спускается под землю раз и навсегда. В некоторых случаях её даже доставляют в клети по частям, а собирают уже на месте. Эмульсионный завод находится на поверхности, а склад компонентов ВВ — напомним, что эмульсионные взрывчатые вещества потому и являются безопасными, что хранятся в виде компонентов, а смешиваются уже в скважине — находится уже в самой горной выработке.

Как правило, кассеты с компонентами ВВ от склада до места ведения работ транспортирует машина-доставщик. Так вот, по своему опыту специалисты НАО «НИПИГОРМАШ» знают, что такой доставщик есть не на всех предприятиях, и очень важным параметром становится вместимость бункера для эмульсии.

Екатеринбургская машина может перевозить 6 тонн, плюс имеются два бака на 220 и 240 л — под ГГД и воду. Поскольку в данном случае производитель не пытался «увязать» компоновку надстройки собственного производства с «чужим» шасси, удалось разместить элементы системы таким образом, чтобы вместить большой бак, не выйдя за заданные габариты. Таким образом, завод сделал технику более производительной.

«На самом деле одним из самых важных отличий рудничной техники от машины для наземных работ я бы назвал состав ВВ и особенность зарядки скважин. Особенно если мы говорим о восходящих скважинах, где слишком густое вещество забьёт рукав, а слишком жидкое просто не удержится в скважине. Зарядка скважин под землёй — это всегда очень тонкая работа, и мы создали технику с учётом всех этих нюансов», — подчёркивает Сергей Сергач.

Заряжай!

Как правило, все работы по зарядке скважин в руднике осуществляет один человек: он управляет СЗМ как водитель (с этой точки зрения машина мало чем отличается от обычного автомобиля, разве что скорость в руднике небольшая — до 25 км/ч), после чего останавливается, ставит машину на аутригеры, переключает режим и уже за пределами машины осуществляет зарядку, управляя навесным оборудованием с помощью пульта. Разработчики предусмотрели мощную систему защиты для того, чтобы не переключить режим случайно.

Предприятие может и развести должности водителя и взрывника, и поэтому специалисты НАО «НИПИГОРМАШ» создали два дополнительных места в кабине (ещё одно нужно для возможного проверяющего лица).

Кстати, разработчики позаботились о человеке, находящемся в кабине. Во-первых, сиденье водителя оснащено пневмоподвеской, поскольку сама машина едет очень жёстко, ведь в конструкции использован качающийся мост — это необходимо для обеспечения сцепления с дорогой даже на неровной поверхности.

Во-вторых, предусмотрены качественные уплотнители на двери и стеклах, чтобы защитить работников от пыли. Ну и в-третьих, машина изготовлена из листов металла большой толщины, поскольку в руднике возможны падения кусков горной породы.

Сделано в России: встречайте первую отечественную подземную СЗ

Железные работники

Создать такую машину, в частности, обработать упомянутый металл, специалистам НАО «НИПИГОРМАШ» помог богатый станочный парк. Мы уже говорили, что речь идёт о полноценном машиностроительном заводе, причём успешном заводе, который может позволить себе содержать большой парк оборудования и регулярно обновлять его. Так, несколько лет назад в цехе завода появился новый вертикально-фрезерный станок со столом 1,5х3 м, оснащённый переводной головкой.

Такое оборудование позволяет предприятию обрабатывать сложные габаритные детали. Горизонтально-расточной станок даёт возможность обрабатывать элементы будущей спецтехники и создавать отверстия с большой точностью: точность позиционирования при переходе от одной детали к другой составляет 0,02–0,03 мм. Именно на этом станке екатеринбургский производитель обрабатывал раму нового шасси.

Установки плазменной резки, одна из которых тоже появилась на заводе недавно, позволили производителю в ряде случаев обходиться без механической обработки и передавать деталь на сборку сразу же после резки. В целом, говорят работники производства, главной сложностью при изготовлении шасси стала обработка основных корпусных элементов, и здесь-то работникам как раз и помогли современные станки с ЧПУ.

В целом же специалисты НАО «НИПИГОРМАШ» отмечают, что выпуск собственного шасси открывает перед предприятием и, как следствие, его партнёрами, новые возможности. Сроки производства сокращаются — это раз. Машина может быть создана с учётом требований конкретного заказчика — это два. Сервис и поставка запчастей для шасси и навесного оборудования теперь сосредоточены в одних руках — это три.

Ну и, наконец, четыре — созданное уральскими специалистами шасси универсально, на его базе можно выпустить целую линейку оборудования: машину для шпуровой зарядки, самосвал, технику для доставки горняков к месту работы. Практически все эти машины на современных российских объектах иностранного производства, так что перед НАО «НИПИГОРМАШ» открываются большие перспективы в деле импортозамещения.

«Добывающая промышленность» №2, 2022